Доброго времени суток. Вероятно вы уже обладаете какой-то информацией про одностраничный сайт, но прочитав эту статью, ваше представление о них будет расширено.

«Первые» одностраничные сайты

Первые одностраничные сайты появились позже обычных сайтов. Почему так? Потому что раньше сайты ради одной страницы не создавались, а создавались сайты-каталоги и сайты-визитки состоящих из нескольких десятков и больше страниц (и было это в 1990-х годах). Иметь сайт было не дешевым удовольствием, пока не появилась аренда хостинга.

Но не каждой организации и даже персоне, нужен был сайт. Поэтому покупался домен и хостинг. Хостинг имел ограниченное пространство, а создавать сайт владельцу не хотелось (возможно нам нем нечего было размещать, а может у него уже был сайт на другом домене). И ради отсутствия пустой страницы (белого листа), владельцы сайтов делали себе одностраничную сайт-визитку. И сейчас такие можно встретить, но в соответствии со временем, они стали краше: добавилась фоновая картинка, красивые шрифты или анимация.

Одностраничный сайт-визитка

Раньше на таком сайте размещались контактные данные и пару строк о владельце домена (организации или физическом лице).

Позже информацию на сайте стали дополнять. И уже кроме контактов, на них размещали информацию об организации (историю, структуру, товары). Но из-за ограниченных возможностей интернета (низкая скорость передачи данных), нельзя было уместить все на одной странице и кому нужно было больше — заказывали себе разработку сайта и хостинг с большим хранилищем для фотографий, картинок, документов.

От старого одностраничного сайта могла остаться только главная страница. Появились навигация, картинки, разделы сайта: услуги, работы, вопрос-ответ, файлы и т. д. Те сайты по структуре уже были похожи на современные.

Первый лендинг пейдж

В 2003-2004 годах были запущены первые лендинги компанией Lego. Страницы не увенчались успехом. Эти страницы начали набирать популярность только после 2009 года, и в 2011 году «лендинг» для продажи нового товара или рекламы товара или услуги, считался нормой.

Первая целевая страница была намного больше чем страница. Это было множество страниц различных вариантов: разные заголовки, разные цвета или разные картинки, а также разный текст. Вы можете перемножить количество разных вариантов и получить сумму вариантов страниц (k × m × n). Много, правда?

Так было проведено A/B тестирование — различные страницы для разных посетителей. С какой страницы больше всего конверсия сайта, ту и оставляют. Страницы с меньшей конверсией анализировали и убирали.

Что странно, но сейчас таким тестированием не многие фирмы занимаются. Возможно заказчики уверены (их могли в этом убедить) в первом и только правильном варианте сайта, а возможно даже представления не имеют о таком тестировании. В результате, может получиться что полученная продающая страница не работает — не продает. В итоге нужно заказывать новую страницу. Или же она продавала совсем немного, но заказчиков уверили, что это норма.

«Продающая» страница не всегда должна продавать. Она может быть рассчитана на другие действия, которые в будущем повлияют на выбор клиента в сторону владельца страницы. Например, реклама с подпиской, голосование, обзор, игра и т.д.

Кстати, «лендинг пейдж» (англ. Landing page) имеет много названий: целевая страница, посадочная страница, промо-страница, продающая страница, страница захвата лида (целевого клиента).

Целевая страница в СНГ

Разные полушарии, разные подходы. Как я написал выше, для поиска наилучшей конверсии, прибегали в А/B тестированию. Кроме этого, на западе ведется другая стратегия по продаже товаров.

Сначала там «подогревают» клиента, а потом берут его «горячим». Т.е. проходят различные акции (не акции «дешевле на 70%», а мероприятия нацеленные на привлечение клиентов), вирусные-ролики, анонсы, скрытая реклама и т. д. После «рекламы» продукта ее выпускают и запускают продажи онлайн и оффлайн. Если рекламная кампания прошла успешна, то даже лендинг средней паршивости будет работать. В итоге, за покупкой товара в магазине выстраиваются огромные очереди, которые длятся несколько часов или дней.

У нас же осознали только последнюю часть продукта: целевая страница. И впаривают ее всем подряд, говорят, что это круто, продажи вырастут, ща столько клиентов попрет.

В результате нихера не прет, продажи может и растут, но «стоимость чека» нерентабельна. Т.е. вы потратили на продающую страницу больше, чем она может заработать. Но маркетологи и менеджеры из фирмы могут убедить, что «все ОК, скоро попрет». Только эта страница носит временный характер (один клиент — один раз). Она не может постоянно работать в одном виде, ее нужно изменять, обновлять и т. п. для новых продуктов.

Визит на такую страницу осуществляется с рекламы в интернете, по ТВ, в письме, СМС и т. д. Т.е. клиент не знает текущего адреса сайта и такой сайт трудно поддается продвижению при большой конкуренции без рекламы или запретных методов продвижения. Но они того могут не стоить, т. к. потраченные средства могут не окупиться.

Целевой одностраничный сайт в СНГ

Дальше вариант целевой страницы изменился из продающей страницы в целевой одностраничный сайт. Разница? Вы правы, разницы никакой нет, только «одностраничный» добавил к заголовку.

Но я все же введу различия в эти понятия.

Если целевая страница имеет временный характер, т. е. на текущий период акции, продажи или рекламы нового продукта, то целевой одностраничный сайт работает долго и не меняется.

Целевой одностраничный сайт может быть до ужаса простым и заканчиваться на «позвони нам», а может содержать конструктор товаров и рассчитан на постоянные визиты посетителями для заказа товаров или услуг.

Говоря проще, функционал сайта-каталога или интернет-магазина впихнули в одну страницу и урезали остальные. Я считаю это лишним, если вы продаете не один товар или не одну услугу, т. к. продвижение для различных видов товаров для одного сайта весьма сложно и будет иметь временный характер, нежели с полноценным сайтом.

Нельзя сказать, что такие сайты плохие, они просто нацелены на один вид товара/услуги и подходят не каждому. Еще, чтобы продвинуть такой сайт, нужно хорошо постараться и результат такого сайта не обойдется несколькими лозунгами, красивыми картинками, преимуществами фирмы. Он должен содержать хорошую поисковую оптимизацию и иметь достаточно информационного текста, кроме этого, в начале его все равно придется продвигать через рекламу или другими способами.

Сайт «Эконом-класс»

Вернулись к истокам, к самым первым одностраничным сайтам: одностраничная визитка.

Некоторые предприятия, не желая заморачиваться на сайте и не видя смысла от его реализации, заказывают разработку простого одностраничного сайта.

Такой сайт будет включать и небольшой список товаров или услуг, и информацию о производителе, а главное - контакты. Ничего лишнего.

Что изменилось за несколько десятилетий? Стоимость хостинга, скорость интернета, возможности сайта. Если раньше было сложно разместить большое количество картинок, тем более в высоком качестве, то сейчас это можно сделать без проблем.

Однако все минусы одностраничного сайта наследуются. Соответственно о продвижении сайта на продажу товаров или услуг при конкуренции можно забыть. Особенно в других регионах.

В чем еще преимущество таких одностраничных сайтов? Если они оптимизированы, то страница будет загружена быстро и не требуется загрузок других страниц.

Одностраничные приложения — SPA

На продающих сайтах не заканчиваем. С развитием AJAX, фоновому обмену данных и сокращению передаваемых данных, началась эра одностраничных приложений — Single Page Application.

Одностраничное приложение или сайт — сайт с единственным документом (точкой входа), а дальше вся загрузка страниц асинхронна и не требует перезагрузки страницы.

В принципе, здесь речь о технологиях и новых возможностях сайтах и если выше писали про продающие страницы, то здесь речь о новом виде сайта (хотя уже не новый, но он еще не так популярен).

Если вы привыкли видеть и использовать многостраничные сайты, где каждый раз кликая по ссылке происходит обновление страницы (сначала ожидание, потом, при низкой скорости интернета, белый фон, а потом загрузка данных и прорисовка страницы) словно вспышка фотоаппарата, то здесь вы не увидите белого листа и долгого ожидания. Все данные будут получены быстрее (нет необходимости загружать уже полученные данные и обработанные части страницы), будет передаваться только необходимые контент, а самое главное — выглядеть это может совсем иначе: перелистывание страницы книги, плавный перелет к другой области и т. д.

Т.е. такие страницы предоставляют новые анимационные возможности для отображения страниц. Ну как новые, такое можно было видеть на сайтах реализованных по технологии Flash (в Adobe Flash написанных на ActionScript и имеющих расширение .swf). Просто теперь, они будут меньше тормозить и имеют намного больше возможностей оптимизации, не считая загрузки целевого контента.

Такие одностраничные сайты активно разрабатываются в Европе и видел несколько сайтов в России. Их число может быть и равное, но при случайном попадании на те и другие сайты, на Европейских я чаще встречал SPA.

Конечно, не видя таких сайтов, сложно описать их возможности. Проще один раз показать, чем перечислять их возможности. Поскольку я не хочу размещать ссылки на сайты конкурентов =), я воздержусь о представлении таких сайтов и будем ждать, пока я разработаю его и размещу его здесь.

Если говорить о SPA не как о интернет-сайтах, а о веб-приложениях, то их также давно активно разрабатывают и используют, т. к. это позволяет снизить нагрузку на сеть и сервера, что способствует новой экономии средств.

Заказывайте правильные одностраничные сайты, выбирайте подходящий для вас вид сайта и радуйтесь жизни.

Спасибо, кто дочитал мою статью. Скидка 5% на разработку сайта, кто увидел это предложение =).